Интересы пользователей рунета

Яндекс в октябре 2014 года провел исследование интересов пользователей рунета, где изучалось поисковое поведение пользователей из разных городов. В расчет брали данные трех групп городов: с населением более 1 млн. человек, с населением от 100 тыс. человек до 1 млн., а также с населением менее 100 тыс. человек. Отдельно был проведен анализ для Санкт-Петербурга и Москвы.
Отметим, что данные охватывают промежуток с сентября 2013 по май 2014 года.

Активность пользователей из городов различного размера

Каждый месяц более 5 миллиардов пользователей из России вводят в поисковую строку Яндекса свои запросы. Интересно, что это количество пользователей распределены по городам крайне неравномерно. При продвижении сайтов в такой поисковой системе, как Яндекс, важно учитывать сферы интересов пользователей и статистику распределения предпочтений по различным городам.

Более 50% всех запросов поступают из Москвы, Питера и городов миллионников. На эти города приходится примерно 20% населения всей страны старше 18 лет. В маленьких же городах и поселках проживает примерно четверть россиян, но пользователи из этих регионов обеспечивают только 6-7% всего потока поиска в Яндексе.

Наглядно это показано на картинке:

поисковые запросы от жителей различных регионов

поисковые запросы от жителей различных регионов

С точки зрения исследователей в Яндексе, нельзя объяснить такую картину только доступностью интернета. Есть теория, что жители небольших городов действительно меньше ищут справочную информацию в сети интернет, а в большей степени посещают свои любимые ресурсы.

Наиболее популярные формулировки запросов в разных городах

Приведем также список наиболее популярных запросов в разных регионах:

популярные запросы в различных регионах

популярные запросы в различных регионах

В топ популярных запросов вошли фразы, составляющие всего 4% от общей массы поиска из столиц и примерно 5-6% из регионов. Огромная часть ключевых выражений (около 80%) не попадает даже в 10 000 популярных запросов. Эту часть исследователи Яндекса назвали «поисковым хвостом». В крупных городах такой хвост «длиннее».

поисковый хвост

поисковый хвост

Основные цели пользователей и темы запросов

Наглядно показали исследователи Яндекса и цели пользователей:

цели пользователей

цели пользователей

А также темы запросов:

темы поисковых запросов

темы поисковых запросов

Нужно отметить, что товары и услуги, согласно исследованию, чаще всего ищут в крупных городах и столицах, а развлекательный контент в регионах.

Возможно это говорит о «зрелости» пользователей. В столицах пользователи имеют больше опыта онлайн-покупок, чем пользователи из регионов, где многие только открывают для себя подобное направление.

С точки зрения ведения бизнеса, регионы весьма перспективны для развития в них продаж через интернет-магазины, так как, в сравнении со столицами и крупными городами, где конкуренция весьма высока и пользователь, мягко говоря, уже избалован избытком предложений, в регионах у многих пользователей просто нет возможности что-то приобрести через интернет, так как это направление не развито.

Кстати, карту интересов пользователей наглядно оценить здесь:

карта интересов пользователей

карта интересов пользователей

Стоит отметить, что интересы пользователей свои практически в каждом регионе, но есть темы, интерес к которым примерно одинаков в любом городе — это иностранные языки и мобильные устройства. От размера населенного пункта данные интересы не зависят.

Проанализировав интересы пользователей исследователи Яндекса сделали несколько выводов:
1) «бытовая техника», «кулинария», «здоровье» интересуют пользователей, живущих в крупных городах;
2) пользователи из небольших городов большей интересуются темой «дети»;
3) существуют темы, которые популярны в одних городах и непопулярны в других, например в Москве пользователи чаще ищут «новости», а в маленьких городах «погоду».

Примеры популярных и непопулярных тем в зависимости от регионов:

популярность различных тем в регионах

популярность различных тем в регионах

Суточная активность пользователей

Отметим, что, согласно исследованиям Яндекса, показатель суточной активности пользователей примерно одинаковый во всех регионах.

суточная активность пользователей

суточная активность пользователей

Основные показатели и выводы

1. Небольшие города, где проживает четверть населения России обеспечивают всего 6-7% потока поисковых запросов.
2. Во всех группах регионов не менее 50% популярных запросов приходятся на названия социальных сетей.
3. Поисковик используют в основном для 3 целей: навигационной, справочной и как универсальный источник медиаконтента (в основном для просмотра видеозаписей).
4. Во всех регионах большая часть популярных тем связана с услугами, товарами и развлекательной информацией.
5. В крупных регионах чаще ищут товары и услуги, в небольших — развлекательную информацию.
6. В столицах и крупных городах люди часто используют поисковик как справочник по информации о местонахождении организаций, компаний банков и т. п., а также для решения повседневных задач, в небольших регионах больше всего интернет используют для поиска информации для отдыха и образования.

Материал подготовлен на основе данных: company.yandex.ru/researches/reports/2014/ya_search_2014.xml