Скрытое семантическое индексирование – будущее в продвижении сайтов

Лидирующие поисковые системы все ближе подходят к тому, чтобы превратить поиск в более интеллектуальную процедуру, а не простую (и не всегда логичную) систематизацию данных. Самый амбициозный проект – сделать поисковую систему с искусственным интеллектом. Но пока этого не произошло, лидирующие поисковики используют вспомогательные инструменты. Среди них — скрытое семантическое индексирование.

Это еще один способ для робота определить степень релевантности той или иной страницы. Соответственно, специалисты по продвижению могут использовать скрытое семантическое индексирование для того, что частично влиять на выбор поискового робота. Пока это в большей степени актуально для продвижения сайтов по GOOGLE. Но рано или поздно аналогичная тенденция начнет работать и в Яндексе. Поэтому базовые приемы можно осваивать уже сейчас.

Что такое скрытое семантическое индексирование и как его использовать в продвижении сайтов?

Возможно, уже скоро аббревиатура LSI будет понятна любому сео-специалисту. Пока же в русскоязычном seo этот термин не прижился.

LSI – это и есть скрытое семантическое индексирование (Latent Semantic Indexing). Возможно, этот прием интуитивно используют в своей работе уже сегодня многие специалисты, чья работа так или иначе связана с разработкой и продвижением сайтов.

И сводится этот прием к созданию тематического семантического поля вокруг общего семантического ядра сайта. Проще говоря, это окружение базовых ключевых выражений всеми прочими словосочетаниями, которые могут иметь отношение к этой тематике.

Если вы пишете про салон красоты, то упоминаете и парикмахерские услуги, и маникюр с педикюром. С одной стороны, вы просто перечисляете все имеющиеся услуги. С другой стороны, вы показываете роботу релевантность всех имеющихся фраз. Поэтому больше шансов, что он покажет ваш сайт на более высоких позициях. Чем больше релевантных фраз добавить в текст страницы, тем больше шансов повысить ранжирование страницы.

По крайней мере так работает сейчас главный поисковик англоязычного мира. Возможно, выбор Яндекса основан на более грубой систематизации поиска. Но даже в рунете уже плохо работают заспамленные тексты, которые перечисляют бесчисленное количество раз лишь один-два главных анкора.

Как использовать скрытую семантическую разметку при продвижении сайтов? Важно найти как можно больше релевантных фраз для размещения на странице, продвигаемой по конкретным запросам. Для генерирования таких фраз существует большое количество программ, но практически все они заточены под англоязычные тексты.
Для российских сеошников остается один неизменный инструмент по поиску релевантных фраз: сервис статистики ключевых запросов от Яндекса (wordstat). Правда, этот сервис дает выборку выражений, лишь очень приближенных к основному ключевому слову. Но при продвижении по Яндексу лучше пользоваться его же собственными сервисами, чтобы повышать релевантность выдачи.

Для поиска релевантных фраз можно использовать и элементарную логику. Правда, всегда нужно делать скидку еще и на логику поисковика. Например, для Яндекса, релевантными будут и прямо противоположные фразы, если они относятся к одной и той же сфере. С точки зрения робота, если в одном тексте упоминаются «продажа квартир» и «покупка квартир», они релевантны друг другу. Если же двадцать пять раз упоминается «продажа квартир», а о покупке речи не идет, релевантность контента ниже.

Западные сео-специалисты вывели несколько базовых принципов того, что входит в понятие релевантности для GOOGLE.

Принципы релевантности сайтов от GOOGLE

Поисковый робот выделяет несколько уровней релевантности. Думать, как человек, он не может, зато может систематизировать огромное количество данных. Поэтому при определении релевантности робот и занимается систематизацией всех признаков соответствия страницы заявленному ключевому выражению.

Такой продвинутый робот как Google анализирует несколько уровней релевантности:

  • тематическую;
  • когнитивную;
  • ситуативную;
  • мотивационную.

С точки зрения тематической релевантности поисковик определяет, соответствует ли контент страницы заявленным ключевым выражениям. С точки зрения когнитивной (познавательной) релевантности, поисковик анализирует качество этого контента. С точки зрения ситуативной релевантности робот определяет, насколько размещенная информация может быть полезна при принятии решений посетителем. И при определении мотивационной релевантности, робот пытается соотнести цели и мотивации пользователя и их запрос в поиске той или иной информации.

При проведении такого сложного комплексного анализа используется огромное количество сопоставлений, где сравниваются все признаки релевантного контента. Человеческий мозг проделать такую масштабную работу просто не в состоянии. Поэтому иногда для человека и не очевидно, почему поисковик отдал предпочтение тому или иному сайту.

Релевантные ссылки – еще один козырь продвижения

Помимо внутренней релевантности контента для ранжирования важны и внешние факторы. А это прежде всего релевантность ссылок. Качество ссылок в значительной степени определяет успех продвижения сайтов по GOOGLE. Для Яндекса пока еще играет роль и количество. Но уже сейчас добиться успеха в продвижении можно, если купить вместо десяти мусорных ссылок две-три качественные.

Поэтому уже сегодня при наращивании ссылочной массы нужно пользоваться принципами отбора релевантных ссылок, чтобы не навредить сайту в перспективе. Ведь те ссылки, которые еще работают в Яндексе сейчас, уже завтра могут стать для сайта тем балластом, который тянет его вниз.

Что понимается под релевантностью ссылок с точки зрения Google? Это то, что определяет больший или меньший вес ссылки. И робот вычисляет его, пользуясь несколькими моделями:

  • шкала релевантности ссылки и текста страницы; робот присваивает определенное количество баллов тексту ссылки на основании его релевантности общему контексту; ключевое выражение должно быть окружено релевантными фразами, чтобы робот присвоил ему более высокий балл; интересно то, что робот присваивает более высокий бал и ссылке, и всему тексту, если общая информация страницы и ссылка релевантны друг другу.
  • шкала тематической релевантности – один из способов персонализировать поиск и определить качество ссылок; поисковый алгоритм выявляет тематические ссылки и на основании их определяет релевантность сайта той или иной тематике;
  • шкала навигационной пользы ссылки: робот учитывает, какова будет польза от перехода по ссылке, получит ли посетитель нужную ему информацию. В этой связи большой вес получают ссылки, вписанные в определенный контент. С этой точки зрения вырастает и вес ссылки, ведущих с заголовков: ведь по ним можно перейти к более исчерпывающей информации;
  • шкала ссылок-экспертов: основывается на выделении сайтов-экспертов в каждой тематике; ссылки с таких сайтов-экспертов помогают повысить позиции по тематическим ключевым выражениям. У сайта с несколькими «ссылками-экспертами» гораздо больше шансов выйти на первые позиции в выдаче по своей тематике.

Вся эта глобальная система распознавания качественных ссылок играет существенную роль в GOOGLE. Но и для продвижения сайтов в Яндексе все эти приемы могут оказаться действенными, если уж не в ближайшей перспективе, то хотя бы в глобальной.

Что это показывает? Что вес ссылки зависит для Гугла не только от релевантности контента, но и от того, кто кликает по этой ссылке, каковы его цели и намерения. Таким образом, в глобальной перспективе весомыми будут считаться только те ссылки, которые действительно мотивируют пользователя по ним перейти, а заодно еще и совпадают с его собственной мотивацией (найти ту или иную информацию).

Продвижение сайтов в глобальной перспективе

Какие выводы можно сделать из всего этого? Любой поисковик рано или поздно приходит к тому, чтобы отделить «зерна от плевел», то есть избавиться от мусорных ссылок и сайтов, не имеющих ценности для пользователя. Google и Яндекс давно работают в этом направлении. И в дальнейшем методы выявления мусорных ссылок и сайтов будут только совершенствоваться, а санкции за некачественный контент и заспамленные ссылки будут только ужесточаться.

Какая стратегия продвижения сайтов будет заведомо выигрышна в свете всех этих тенденций? Скрытая семантика текста и тематически релевантные ссылки – то, что поможет сайту завоевать и доверие поисковика, и интерес пользователей. Так что в глобальной перспективе будут работать давно известные принципы: качественный контент, весомые релевантные ссылки. Правда, нужно быть очень аккуратным с понятием релевантности. Нужно сразу для себя определить, какой тематике сайт должен соответствовать. И затем уже все усилия нужно направлять на соответствие этой релевантности.

Усвоив цивилизованные принципы продвижения, можно не просто продвинуть сайт в топ, но и сделать действительно качественный ресурс.